Loading...
Карабах в 1920 – 1980 годах

Карабах в 1920 – 1980 годах

По мере укрепления Советской власти в России началось восстановление границ царской России. Были даны соответствующие приказы и распоряжения частям XI Красной Армии, укрепившейся на северных границах Азербайджанской Демократической Республики для реализации плана захвата этой республики. Силы, поддерживающие советское государство в парламенте Азербайджана, и мартовский бунт, поднятый армяно-дашнакскими сепаратистами в Карабахе, ускорили падение Азербайджанской Демократической Республики. Азербайджанская Демократическая Республика, про­существо­вав­шая 23 месяца, была свергнута штыками XI Красной Армии и на Северном Азербайджане была установлена Советская власть. Этим начался новый этап событий вокруг Карабаха.

По рельефу Карабах делится на равнинную часть (аран) и на горную часть. Это реальность нашла свою подтверждение и в науке. Так, сын известного кавказоведа М.А.Скибицкого А.М.Скибицкий в статье "Кавказский кризис" пишет: "Горная часть Карабахского ханства в то время называлась Нагорный Карабах. Сюда относились на востоке - Карабахская горная цепь, на западе - земли между горами Зангезура, а также Карабахское плато, отделяющие Верхнего Карабаха от Нижнего Карабаха, арана". Как выясняется, территория Карабаха, когда он находился в составе царской России, т.е. земли бывшего Карабахского ханства подверглись различным административным делениям и поэтому понятие "Карабах" потеряло свое прежнее значение. Однако при Азербайджанской Народной Республике (1918-1920) понятие "Карабах" снова приобрело свое прежнее значение. Как видно из высказывания С.Шадунца, приведенного выше, и термин "Нагорный Карабах" был введен в оборот в это же время со стороны дашнаков.

С этого времени понятие "Нагорный Карабах" начало приобретать не только географический, но и политический интерес. После того, как большевики прибрали к рукам власть Северном Азербайджане, это понятие начинает приобретать административно-политическое значение, превращается в Азербайджанско - Армянских отношениях и в политическом лексиконе России, вмешивающей в эти отношения, в одно из основных понятий. В это же время происходит изменение вокруг Нагорного Карабаха с географической точки зрения. Как пишет А.М.Скибицкий, "…Карабахское плато приобрело автономию в 1923 году и была названо Нагорно-Карабахский Автономный Округ или в пределах новых границ Азербайджана - сокращенно Нагорный Карабах".

28 апреля 1920 года была создана Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (Азербайджанская ССР). Факты доказывают, что за период более, чем 70-летнего существования Советской власти, армяне сумели расширить свои территории за счет Азербайджана и выселили азербайджанцев с их исторических земель. В результате целенаправленного и систематического проведения в жизнь этой политики, территория Азербайджана которая в 1918-1920 годах составляла 114 тысяч квадратных километров уменьшилась за годы Советской власти до 86,6 тысяч квадратных километров.

30 ноября 1920 года западная часть Зангезурской губернии была включена в состав Армении. В результате этого Нахичеванский район был отделен от основной территории Азербайджана.

13 октября 1921 года в Карсе при участии Российской Советской Федеративной Социалистической Республики был подписан Договор о Дружбе между Армянской ССР, Азербайджанской ССР и Грузинской ССР – с одной стороны и Турцией – с другой стороны. В 5-м пункте Договора правительства Турции, Армении и Азербайджана давали согласие на то, что «Нахичеванская область […] является автономной территорией в составе Азербайджана».

С 12 марта 1922 года по 5 декабря 1936 года Азербайджан был включен в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР). До включения Азербайджана в состав ЗСФСР Басаркечярский район Новой Баязидской Губернии на границе Российской Империи и две трети Шерур-Дереляязской губернии уже были отданы Армении. После включения Азербайджана в состав ЗСФСР большая часть Казахской губернии, Джебраильская губерния и ряд деревень Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики (Нахичеванская АССР) были включены в состав Армении.

Под предлогом размещения армян, мигрировавших из-за границы, 23 декабря 1947 года и 10 марта 1948 года Совет Министров СССР принял особые постановления о переселении колхозников и других азербайджанцев из Армянской ССР в Куро-Араксскую низменность Азербайджанской ССР. Согласно этим постановлениям, в 1948 и 1953 годах более 100 тысяч азербайджанцев были насильно выселены из исторических родных земель – горных районов Армении – в безводные в те времена Муганские и Мильские степи.

Нагорно-Карабахская Автономная Область Азербайджанской ССР

Что касается Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской ССР, в ответ на притязания Армянской ССР относительно этой части территорий Азербайджана, 5 июля 1921 года Кавказское Бюро ЦК Российской Коммунистической Партии (большевиков) приняло постановление: Принимая во внимание необходимость национального примирения между мусульманами и армянами, важность экономических связей Верхнего и Нижнего Карабаха и постоянные связи Верхнего Карабаха с Азербайджаном, оставить Нагорный Карабах в пределах Азербайджанской Советской Социалистической Республики и дать Нагорному Карабаху широкую автономию с административным центром – городом Шушой.

7 июля 1923 года в нагорной части Карабаха, где большую часть населения составляли армяне, была создана Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО). Административным центром Автономии был определен город Ханкенди. В сентябре 1923 года название города было сменено и названо в честь лидера дашнаков и «большевиков» Степана Шаумяна – Степанакерт.

НКАО расположена на юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф, в основном, горный. Северную часть области занимают южные склоны горного массива Муровдаг (самая высокая вершина Малого Кавказа гора Джамыш-даг – 3.724 м), центральную, западную и южную части – северные склоны горного массива Карабах (горы Гызгала – 2.843 м, Гырхыз – 2.827 м, Бёюк Кирс – 2.725 м), северо-восточную часть – равнины (западная окраина Карабахской и Мильской равнин).

Границы НКАО были определены таким образом, чтобы обеспечить здесь перевес армянского населения над азербайджанским.

Теперь перейдем к этнографическому составу НКAО .Этнический состав НКAО (по переписи населения, тыс.чел.)

Этнический состав

1939

1959

1970

1979

абсолют.

%

абсолют.

%

абсолют.

%

абсолют.

%

все население

150,8

100

130,4

100

150,3

100

162,2

100

армяни

132,8

88,1

110,1

84,4

121,1

80,5

123,1

75,9

азербайджанцы

14,1

9,4

18,0

13,8

27,2

18,1

37,3

23,0

русские

3,2

2,1

1,8

1,4

1,3

0,9

1,3

0,8


(Источники: Достижения Нагорного Карабаха в девятой пятилетке. Стат.сб. Степанакерт,1976, с.8, Самедзаде З. Нагорный Карабах: Неизвестное (о некоторых аспектах социально-экономического и демографического развития региона) Баку, 1995, с.31.)

Согласно переписи населения от 12 января 1989 года, население автономной области составляло примерно 189 тысяч человек. Из них примерно 139 тысяч – армяне (73,5%), 48 тысяч – азербайджанцы (25,3%) и приблизительно 2 тысячи – представители других национальностей (1,2%). А 200000 азербайджанцев, компактно проживающих в то время в Армении, правительство СССР и правительство Армянской ССР отказались предоставлять даже культурную автономию. Что же касается отдельных притязаний против армянского населения Нагорного Карабаха, то критические расследования доказывают обратное: НКАО обладала всеми основными элементами самоуправления. Статус автономной области Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР был закреплен в Конституциях СССР 1936 и 1977 годов. Основываясь на Конституциях СССР и Азербайджанской ССР, юридический статус НКАО был представлен в Верховном Совете СССР и Азербайджанской ССР Советом Народных Депутатов НКАО и урегулирован Законом «О Нагорно-Карабахской Автономной Области», принятым 16 июня 1981 года.

Как национальная территориальная единица, НКАО обладала административной формой автономии и рядом прав обеспечивающих претворение в жизнь особых требований своего населения. Согласно Конституции бывшей СССР, НКАО была представлена в Совете Национальностей Верховного Совета СССР 5-ю депутатами, а в Верховном Совете Азербайджанской ССР – 12-ю депутатами. Правящий орган НКАО – Совет Народных Депутатов – обладал широкими полномочиями. Учитывая национальные и другие особенности, он, основываясь на интересах граждан, проживающих в области, решал все вопросы местного значения. Армянский язык использовался во всех правительственных, административных и судебных органах, а также в органах прокуратуры и образования. На армянском языке издавались журналы и газеты, транслировались телевизионные и радиопередачи. С 1971 по 1985 год на развитие НКАО было выделено 483 миллиона рублей, что в 2,8 раза превосходило тот же показатель за предыдущие 15 лет. По сравнению с предыдущими 20-ю годами, в 1981-1985 годах личные капиталовложения на душу населения возрос примерно в 4 раза (59 рублей в 1961-1965 годах 226 рублей в 1981-1985 годах). Если в Азербайджане строительство жилья на душу населения за предыдущие 15 лет составляло 3,64 кв. м, то в НКАО эта цифра составляла 4,76 кв. м. Количество больничных коек на 10000 человек было на 15% больше, чем в других районах республики. По количеству дошкольных мест НКАО занимало среди районов Азербайджана относительно высокое место. Так, в 1971-1985 годах количество детских учреждений на 10000 человек в области было в 1,4 раза больше среднего показателя по республике. НКАО также в 1,6 раз опережала другие районы республики по количеству мест на 10000 человек в общеобразовательных школах. Одним словом, в вопросах обеспечения жильем, товарами и сервисом, показатель НКАО был значительно выше по сравнению с другими районами республики, что было характерно для социального и культурного развития области. Жилплощадь на каждого человека в НКАО была примерно в 0,3 раза выше среднего показателя по республике, а жилплощадь сельского населения была примерно в 1,5 раза больше жилплощади сельского населения других районов республики. Население области имело возможность пользоваться услугами многочисленного (в 1,3 раза больше) медицинского персонала среднего уровня и больничными койками (на 3% больше). Существовала более широкая сеть культурных и информационных услуг (в 3 раза больше кинотеатров и клубов, в 2 раза больше библиотек). На каждые 100 читателей приходилось в 1,6 раза больше книг и журналов. На самом деле НКАО, по сравнению с Азербайджаном, в целом развивалась намного быстрее. Например, в то время, как в 1970-1986 годах объем промышленного производства в республике возрос в 3 раза, в НКАО этот показатель вырос в 3,3 раза (скорость роста была выше на 8,3%). По сравнению с 1970 годом, в 1986 году было сдано в эксплуатацию в 3,1 раз больше недвижимости; по республике этот показатель был 2,5. Что касается основных показателей социального развития, НКАО в этой сфере опережала стандарты общереспубликанских показателей. Во всей республике, в том числе и в области, наблюдался значительных прогресс в развитии культурных учреждений. В 1988-1989 учебном году в Нагорно-Карабахской Автономной Области преподавание предметов на армянском языке происходило в 136 средних общеобразовательных школах (16120 учащихся) и в 13 международных школах (7045 учащихся).

В целом, в Азербайджане в 1988-1989 учебном году действовали 181 армянская (20172 учащихся) и 29 международных (12766 учащихся) школ. В Ханкендинском Государственном Педагогическом Институте на азербайджанском, русском и армянских отделениях обучались более 2130 студентов, большинство из которых составляли армяне. Кроме того, в Нагорном Карабахе действовали десятки специализированных средних школ и училищ, где преподавание предметов было на армянском и русском языках. На армянском языке печаталось 5 самостоятельных периодических изданий. В отличие от других отдаленных от столицы административно-территориальных единиц и горных районов республики, для приема радио и телепрограмм НКАО была оснащена технической инфраструктурой. Как говорилось выше и показывает автономное развитие НКАО в составе Азербайджана, форма автономии полностью отображала специфику экономических, социальных, культурных и национальных особенностей населения и уровень жизни населения в автономном регионе.

До 1828 года в Баку не было ни одного армянина, а в 1988 году в Баку уже проживало 170 тысяч зарегистрированных и 130 тысяч незарегистрированных армян. Во всей республике проживало до 500 тысяч армян. Эти 500 тысяч армян занимали руководящие должности во всех торговых объектах и государственных объектах и учреждениях. Долгое время они занимали руководящие посты и должности в Центральном Комитете КП Азербайджана, секретариате Бакинского Комитета Азербайджанской ССР (в том числе пост первого секретаря), Центральном исполнительном комитете Азербайджанской ССР, Верховном Совете, Совете Народных Комиссаров, Совете Министров (посты заместителей, заве­дую­щих отделениями, министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и пр.). Ужас репрессий проведенных ими в Азербайджане в 30-е годы был во много раз страшнее трагических событий 1905-1907 и 1918-1920 годов непосредственной причиной которых были тоже они. Самыми низкими должностями армян в Азербайджане были секретари (секретарши) и водители председателя Исполнительного Комитета.

Начиная со школьных буфетов и до ресторанов «Интурист», милицейских учреждений, КГБ и Генеральной Прокуратуры - 30% должностей занимали армяне.

Ниже приводится список некоторых армян, занимающих высокие должности в Азербайджане до 1990 года:

1. А.А.Айриян – Министр Лесной и Деревообрабатывающей Промышленности;
2. В.Н.Нерсеян – I секретарь Кировского Районного Комитета партии города Баку;
3. Н.В.Габриэлян – заместитель председателя Азериттифаг.
4. А.С.Беджанян – прокурор Следственного Управления Прокуратуры Азербайджанской ССР;
5. С.М.Г.Оганджанян – I заместитель председателя Объединения Азерсельхимия;
6. Б.А.Айрапетов – заместитель председателя Бакинского Городского Исполнительного Комитета, председатель Планового Управления города Баку;
7. Ж.С.Саркисова – прокурор отдела контроля за Рассмотрением Уголовных дел в Судах Прокуратуры города Баку;
8. Р.М.Газарян – прокурор отдела контроля за следованием закону в Исправительно-Трудовых Учреждениях Азербайджанской ССР;
9. Н.А.Мелкуманян – главный бухгалтер Прокуратуры Азербайджанской ССР;
10. Л.В.Оганесян – начальник приданной и общей части Прокуратуры Азербайджанской ССР;
11. А.С.Геворкян – хозяйственный директор Прокуратуры Азербайджанской ССР;
12. Е.С.Гаспарян – помощник прокурора по контролю за исполнением Транспортных Законов;
13. Е.С.Петросян – главный инспектор Прокуратуры Азербайджанской ССР;
14. О.В.Парсаданов – прокурор отдела Комитета Государственной Безопасности;
15. А.А.Арзуманян – директор Строительно-ремонтного треста города Баку, депутат Городского Совета города Баку;
16. А.С.Гамбарцумов – член комитета бюро Ленинского района Азербайджанской КП, председатель партийной комиссии при районном Комитете Партии;
17. Р.С.Багирьянц – заместитель начальника Всесоюзного Промышленного Объединения «Хезернефтгазсенайе», кандидат экономических наук, почетный работник газовой промышленности СССР;
18. М.Б.Буньятян – начальник Азербайджанского Операционного Управления Промышленно-строительного Банка СССР;
19. Л.И.Вартапетян – I заместитель начальника Управления Бакинского Водного Канала, заслуженный работник коммунально-жилищного хозяйства Азербайджанской ССР;
20. С.Н.Хайказян – главный инженер Управления Бакинского Газового Производства;
21. В.П.Егизаров – заместитель председателя Исполнительного Комитета Совета Народных Депутатов Ленинского района города Баку;
22. А.Х.Оганян – главный инженер Управления Бакинской Канализации;
23. Р.В.Сафарьян – бригадир бригады управления строительного комплекса №9 строительного треста Социально-Культурных Объектов, член Комитета города Баку КП Азербайджана;
24. Н.Р.Шахназарян – председатель Исполнительного Комитета Совета Народных Депутатов Низаминского района.

Источник:

http://www.azerbaijan.az

Юсиф Газыев, Армянский вопрос, Баку 2009 (на азербайджанском языке)